(4152) 300-961, (4152) 308-008 (доб.129)
dpo.kgtu@yandex.ru
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды
1.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды и обращения с отходами
Вся правовая система в Российской Федерации состоит из совокупности правовых актов. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ уполномоченного органа власти, который содержит нормы права, регулирующие общественные отношения. Эти акты являются источником права, и в частности экологического права.
Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ.
Федеральные законы в области природопользования и охраны окружающей среды:
• Об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации;
• Об охране атмосферного воздуха (Федеральный закон от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ);
• О животном мире (Федеральный закон от 24 апреля 1995г. № 52-ФЗ);
• О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г № 27- ФЗ);
• Об отходах производства и потребления (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ);
• Об экологической экспертизе (Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ);
• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ)
• Об исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ);
• О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ);
• Об особо охраняемых природных территориях (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ);
• Об использовании атомной энергии (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ);
• О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ);
• О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ);
• О континентальном шельфе Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ);
• О водоснабжении и водоотведении (Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Другие Федеральные законы, не имеющиеся в этом списке, также могут являться источником экологического права. Необходимо учитывать, что указанные федеральные законы могут дополняться и изменяться.
Кодексы в области природопользования и охраны окружающей среды:
• Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006;
• Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006;
• Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001;
• Уголовный кодекс Российской Федерации, глава 26 “Экологические преступления;
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001.
Другие источники экологического права, к которым относятся указы и постановления Президента, Правительства, министерств, ведомств и т.п.: Постановление Правительства «О федеральном государственном экологическом надзоре», Постановление Правительства «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», Постановление Правительства «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», Приказ Минприроды «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», Приказ Минприроды «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», Приказ Минприроды «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Приказ Минприроды России «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды», Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края «Об утверждении Порядка ведения реестра особо охраняемых территорий регионального значения Камчатского края», Приказ Минрыбхоза Камчатского края «Об утверждении формы заявки на закрепление долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в Камчатском крае» и др. немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, выбросов, сбросов и т.п.
Государственная политика в области обращения с отходами строится на следующих Федеральных законах:
1. Об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ);
2. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ);
3. Об отходах производства и потребления (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Стратегия управления отходами базируется на решении следующих основных задач:
• минимизация количества образующихся отходов;
• максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация как техногенного сырья;
• изыскание экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами;
• минимизация затрат на санитарную очистку города;
• постепенный переход от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке.
Одним из основных требований законодательства в области обращения с отходами является лицензирование деятельности в области обращения с отходами. В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с ст.12 Федерального закона N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности”. Механизм оформления лицензии определен Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 г. N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»). Для хранения и захоронения отходов создаются специальные объекты размещения отходов. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ, Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства).
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
• охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
• научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
• использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
• комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
• использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
• доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
• участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
1.2 Международные обязательства России в области регулирования деятельности по обращению с отходами
Государство осуществляет международное сотрудничество в области обращения с отходами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными конвенциями и договорами, ратифицированными государством, затрагивающими область обращения с отходами.
Государство осуществляет международное сотрудничество в области обращения с отходами с целью создания механизма консультаций и диалога между компетентными государственными органами и интенсификации сотрудничества, нацеленного на сближение законодательства и выравнивание основных требований по предотвращению образования отходов и их комплексного вовлечения в хозяйственный оборот в направлении использования более высоких стандартов, применения политики развития экологически более чистого производства и использования ресурсосберегающих технологий, содействия применению экономических инструментов для снижения негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье людей, обмена экологической информацией и просвещения населения.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением — глобальное природоохранное соглашение об опасных и других отходах. Она насчитывает 170 стран-участниц (Сторон) и призвана оградить здоровье человека и окружающую среду от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удаление опасных и других отходов. Базельская конвенция регулирует трансграничные перевозки опасных и других отходов путем применения процедуры “предварительного обоснованного согласия” (отправка грузов без такого согласия считается незаконной). Грузы, направляемые в страны, не участвующие в Конвенции, или поступающие из этих стран, если с ними нет специального соглашения, рассматриваются как незаконные. Каждая Сторона обязана принять на национальном или внутригосударственном уровне соответствующее законодательство о предупреждении незаконного оборота опасных или других отходов и наказании за него. Незаконный оборот признается преступным деянием.
Конвенция обязывает Стороны обеспечить, чтобы опасные и другие отходы использовались и удалялись экологически обоснованным образом. В этих целях Стороны должны сводить к минимуму количество отходов, перевозимых через границы, обрабатывать и удалять отходы как можно ближе к местам их производства, а также предотвращать или сводить к минимуму образование отходов у их источника. С момента производства опасных отходов и в течение всего времени их хранения, транспортировки, обработки, повторного использования, рециркуляции, рекуперации и окончательного удаления должны применяться строгие меры контроля.
В целях выполнения обязательств, предусмотренных Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, запрещается импорт опасных отходов в целях их захоронения или сжигания на территории РФ.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов — соглашение о необходимости защиты морской среды, а также содействия устойчивому использованию и сохранению морских ресурсов. В нем участвует 130 государств, в том числе Российская Федерация. Договаривающиеся стороны запрещают сброс любых отходов или других материалов в какой бы то ни было форме или состоянии, за исключением следующих случаев: удаление в море отходов, являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций (кроме транспортируемых ими отходов).
Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами была подписана от имени Российской Федерации в г. Вене 27 января 1999г. Участниками Конвенции являются 34 государства, в 21 из которых эксплуатируются атомные станции. Конвенция определяет обязательства Договаривающихся Сторон в отношении обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом, образующимся в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, и безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской деятельности. Основными целями Конвенции являются: достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества; обеспечение эффективных средств и защиты от потенциальной опасности на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами для защиты отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем; предотвращение аварий с радиологическими последствиями и смягчение этих последствий в том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим топливом или радиоактивными отходами. В соответствии с положениями Конвенции Договаривающиеся Стороны должны принимать соответствующие меры для обеспечения минимизации образования радиоактивных отходов, связанных с обращением с обработавшим топливом, насколько это практически достижимо в соответствии с политикой, принятой в области топливного цикла, для эффективной защиты отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды путем применения на национальном уровне соответствующих методов защиты, утвержденных регулирующим органом в рамках национального законодательства.
Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (Москва, 12 апреля 1996 г.) основывается на положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, заключено между странами СНГ. Стороны договорились о принятии согласованных мер по: регулированию и контролю ввоза (вывоза) и транзита через их территории, опасных и других отходов, осуществлению мероприятий по обеспечению экологической безопасности, трансграничных перевозок опасных и других отходов и налаживанию взаимодействия, между компетентными органами, ответственными за их перевозку, своевременной ликвидации последствий аварий, возникающих при перевозке, опасных и других отходов, обмену информацией по разработке и внедрению малоотходных технологий и минимизации образования таких отходов, проведению экологической экспертизы проектов соглашений и контрактов о перевозках опасных и других отходов, осуществлению государственного контроля за соблюдением норм и правил, трансграничных перевозок опасных и других отходов и их удалением, созданию в необходимых случаях контрольных пунктов, оснащенных соответствующими техническими средствами; ведению учета перевозимых через государственные границы и между государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) опасных и других отходов, осуществлению обмена информацией об этих перевозках, оперативному сообщению о фактах незаконного оборота отходов и принятию мер по его пресечению.
Соглашение о сотрудничестве в области переработки ртутьсодержащих отходов заключено между Правительство Российской Федерации и Правительством Украины. Сотрудничество между Сторонами осуществляется по следующим основным направлениям: переработка ртутьсодержащих отходов российских предприятий на Никитовском ртутном комбинате (Украина, г. Горловка), участие в разработке и реализации государственных программ и мероприятий Сторон, направленных на оптимизацию производства и потребления ртути, переработку ртутьсодержащих отходов, взаимодействие в области стандартизации, метрологии и сертификации ртутьсодержащих отходов, условий их хранения и перевозки, обмен информацией, организация обучения специалистов.
1.3 Объекты I, II, III, IV категорий, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, (далее объект НВОС) — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
1.объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
2. объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
3. объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
4. объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.
При отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются следующие показатели хозяйственной и иной деятельности: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029
Критерии отнесения объектов НВОС (относящихся к областям применения наилучших доступных технологий) к объектам I категории
1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
а) по производству кокса;
б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа;
в) по производству нефтепродуктов;
г) по добыче и обогащению железных руд;
д) по добыче и подготовке руд цветных металлов – алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;
е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
ж) по металлургическому производству с использованием оборудования:
• для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);
• для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);
• для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);
• для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
• для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);
• для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);
• для производства ферросплавов;
з) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:
• стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
• огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);
• керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
• цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);
• известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);
и) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:
• простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);
• кислородсодержащие углеводороды – спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;
• серосодержащие углеводороды;
• азотсодержащие углеводороды — амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;
• фосфорсодержащие углеводороды;
• галогенированные углеводороды;
• полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;
• синтетический каучук;
• синтетические красители и пигменты;
• поверхностно-активные вещества;
к) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:
• газы – аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);
• кислоты – хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;
• основания – гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;
• соли – хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;
• неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения – карбид кальция, кремний, карбид кремния;
• специальные неорганические химикаты – цианид натрия, цианид калия;
• оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);
л) по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений;
м) по производству фармацевтических субстанций;
н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:
• по обезвреживанию отходов производства и потребления I – III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;
• по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);
п) по захоронению следующих отходов производства и потребления:
• отходы I – III классов опасности;
• отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более);
р) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);
с) по производству целлюлозы и древесной массы;
т) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
у) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);
ф) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);
х) по производству следующих пищевых продуктов:
• мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);
• растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);
• продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);
• молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);
ц) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
ч) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);
ш) по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;
щ) по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);
ы) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:
по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);
по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).
II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории
2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
б) по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;
в) по металлургическому производству с использованием оборудования:
• для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);
• для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);
• для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);
• для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
• для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);
г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:
• стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
• огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год);
• керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 75 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
• цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);
• известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);
д) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки);
е) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки);
ж) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более);
з) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);
и) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);
к) по производству следующих пищевых продуктов:
• мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);
• растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);
• продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);
• молочная продукция (с проектной мощностью менее 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель);
л) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест);
н) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:
• по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);
• по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год);
о) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);
п) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;
р) по эксплуатации:
• радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
• пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
с) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;
т) по производству искусственного графита;
у) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:
• углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);
• других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);
ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;
х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
ц) по складированию и хранению:
• нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более);
• пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более);
ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:
• хранения отходов производства и потребления I – III классов опасности;
• хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);
• обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
• обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);
• захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год);
ш) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);
щ) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);
ы) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);
э) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.
3. Объект является:
а) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более);
б) морским портом;
в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);
г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.
III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории
4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе.
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом “б” пункта 6.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
В зависимости от категории объекта НВОС изменяется документация по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия объекта НВОС, деятельность на котором осуществляют субъекты хозяйственной и иной деятельности исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных правовых актах на обязательность определенных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Субъекты хозяйственной и иной деятельности могут разрабатывать и использовать (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы.
К документации в области охраны окружающей седы относятся: комплексное экологическое разрешение (КЭР); производственный экологический контроль (ПЭК); декларация о воздействии на окружающую среду (ДОВОС); разработанные нормативы негативного воздействия на окружающую среду: норматив образования отходов и лимиты на их размещение(НООЛР), предельно допустимые выбросы и временно разрешённые выбросы (ПДВ и ВРВ), нормативы допустимых сбросов и временно разрешенные сбросы (НДС и ВРС); технологические нормативы; и др.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР. Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки на ее получение (Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва»). Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения»). К заявке на получение КЭР должна прилагаться программа повышения экологической эффективности
Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (ДОВОС). Порядок заполнения и формы ДОВОС утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии (Приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»). Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.
Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий (технологии производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения) комплексным экологическим разрешением. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов»).
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, НВОС I КАТЕГОРИИ
1.Заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подаваемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
2.Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
3.Свидетельство об актуализации учетных сведений
4.Документ, подтверждающий прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, (акт о его консервации или ликвидации).
5.Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
6.Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, планирующими строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду).
7.Технологические нормативы, устанавливаемые комплексным экологическим разрешением на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий.
8.Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
9.На период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
10.Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
11.Комплексное экологическое разрешение.
12.Положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе.
13.Программа производственного экологического контроля.
14.Информация и данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
15.Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
16.Программа создания системы автоматического контроля, которой определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации. (Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения).
17.Иная информация, которую заявитель считает необходимым представить для получения КЭР.
18.Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды» к объектам I категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения.
19.С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в установленные сроки (до 2022 года 300 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, до 2025 остальные объекты), допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ НВОС II КАТЕГОРИИ
1.Заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подаваемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
2.Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
3.Свидетельство об актуализации учетных сведений
4.Документ, подтверждающий прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, (акт о его консервации или ликвидации).
5.Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
6.Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
7.Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
8.На период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
9.Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
10.Декларация о воздействии на окружающую среду.
11.Программа производственного экологического контроля.
12.Информация и данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
13.Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
14. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
15.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных выше разрешений и документов.
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ НВОС III КАТЕГОРИИ
1.Заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подаваемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
2.Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
3.Свидетельство об актуализации учетных сведений
4.Документ, подтверждающий прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, (акт о его консервации или ликвидации).
5.Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
6.Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
7.Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
8.На период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
9.Программа производственного экологического контроля.
10.Информация и данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
11.Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
12.Представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
13. Представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Объекты НВОС какой категории должны иметь комплексное экологическое разрешение?
2. Какая документация по обращению с отходами должна быть у объектов НВОС I-IV категории?