(4152) 300-961, (4152) 308-008 (доб.129)
dpo.kgtu@yandex.ru
Вся правовая система в Российской Федерации состоит из совокупности нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ уполномоченного органа власти, который содержит нормы права, регулирующие общественные отношения. Эти акты являются источником права.
По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
Виды подзаконных актов:
Особое место занимают международные договоры, которые являются международными правовыми актами. Они означают соглашение, заключенное между РФ и иностранным государством (государствами) или международной организацией, и регулируются международным правом. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
В области охраны окружающей среды и природопользования можно выделить следующую иерархию нормативных правовых актов: Конституция РФ > Федеральные законы > Кодексы > Нормативные правовые акты Президента РФ > Нормативные правовые акты Правительства РФ > Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств > Нормативные правовые акты субъектов РФ > Нормативные правовые акты органов местного самоуправления > Локальные нормативные правовые акты.
Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ.
Законы в области природопользования и охраны окружающей среды:
Важно помнить, что федеральные законы регулярно пересматриваются, изменяются и дополняются с учетом современных тенденций, научных открытий, экономической и политической ситуации. Последние редакции почти всех упомянутых выше законов относятся к 2024 или 2025 году, что необходимо учитывать при поиске информации.
Другие федеральные законы также могут являться источниками экологического права в отдельных его аспектах.
Кодексы в области природопользования и охраны окружающей среды:
Перечисленные пять кодексов наиболее полно касаются темы экологической безопасности, природопользования и охраны окружающей среды. Некоторые другие (например, Кодекс внутреннего водного транспорта, Гражданский кодекс и т.д.) в своих отдельных статьях могут затрагивать тот или иной отдельный аспект этой темы. Важно не забывать, что в кодексы РФ тоже часто вносятся изменения и дополнения.
Другие источники экологического права:
ОБЩИЕ:
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА:
В ОБЛАСТИ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ:
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ:
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ:
Также немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, выбросов, сбросов и т.п. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде не рассматриваются как источники права.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС) – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты НВОС в зависимости от уровня воздействия делятся на категории:
Присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет. Впоследствии присвоенная категория может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.
При отнесении объекта НВОС к соответствующей категории учитываются следующие показатели его деятельности:
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение конкретного объекта НВОС к I, II, III или IV категории, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 и исчерпывающе описаны в нем.
В зависимости от категории объекта НВОС определяется его документация по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Состав такой документации определяется:
Кроме специфической документации, касающейся вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности, у объекта НВОС, конечно, должна иметься и вся необходимая юридическая, кадровая, финансовая и другая документация – например, инструкции, локальные акты, положения, сметы, приказы и т.п.
В целом документация на предприятии бывает следующих видов:
К основной документации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности относятся:
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность на объекте НВОС. Он содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. В частности, его обязаны получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории.
КЭР выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки на его получение (согласно Постановлению Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386). Форма заявки на получение КЭР и форма самого КЭР устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (Приказ от 22.10.2021 № 780). К заявке должна прилагаться программа повышения экологической эффективности.
Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
Декларацию о воздействии на окружающую среду (ДОВОС) представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории. Форма ДОВОС и порядок ее заполнения утверждены Министерством природных ресурсов и экологии РФ (Приказ от 11.10.2018 № 509). ДОВОС должна содержать следующие сведения:
Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели наилучших доступных технологий. Они разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории. Правила их разработки устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (Приказ от 31.03.2025 № 156).
Для объектов НВОС I категории:
Для объектов НВОС II категории:
Для объектов НВОС III категории:
Общая стратегия управления отходами базируется на решении следующих основных задач:
Одним из основных требований законодательства в области обращения с отходами является лицензирование соответствующей деятельности. В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ “Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии”. Механизм оформления лицензии определен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
Для хранения и захоронения отходов создаются специальные объекты размещения отходов. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
Кроме того, Россия осуществляет международное сотрудничество в области обращения с отходами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными конвенциями и договорами, ратифицированными государством, затрагивающими область обращения с отходами. Цель такого сотрудничества – создание механизма консультаций и диалога между компетентными государственными органами; интенсификация сотрудничества, нацеленного на сближение законодательств разных стран и выравнивание основных требований по безопасному и эффективному обращению с отходами (предотвращению образования отходов, их комплексному вовлечению в хозяйственный оборот), развитию экологически более чистого производства и использованию ресурсосберегающих технологий, применению экономических инструментов для снижения негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье людей, обмену экологической информацией и просвещению населения.